На начало 2007 года насыщения рынка загородного жилья не предвидится.
07/03/2007 23:26 Одна из основных тенденций рынка коттеджного домостроения – активное увеличение предложения. За первое полугодие 2006 года на рынке появилось 25 поселков, в то время как за весь 2005 год на рынок вышло 28 новых проектов. Это означает, что сегодня в месяц заявляется в среднем по 4 коттеджных поселка.
«Рост предложения происходит за счет постепенного освоения новых территорий в том числе в малопопулярных южном и восточном направлениях, и расширения зоны охвата по удаленности от города», - считает Игорь Лучков, директор Департамента оценки и аналитических исследований Becar Commercial Property SPb
В целом на рынке насчитывается около 117 существующих, строящихся и проектируемых поселков. В их состав входит более 5,5 тыс. объектов (коттеджей, таун-хаузов, земельных участков), что составляет более 1,3 млн. кв.м. общей площади коттеджной застройки. По данным Ассоциации загородной недвижимости в прошлом году было введено более 100 тыс. кв. м.
Структура предложения по классам. Постепенно расширяется зона коттеджной застройки, появляются проекты дачного типа в дорогом сегменте. Сегодня около 34% предлагаемых поселков ориентированы на временное проживание, то есть относятся к дачному типу. По мнению некоторых экспертов, пока не будет освоена зона 100-130 км от города на севере области, не будут активно развиваться южные и восточные районы.
Рынок загородной недвижимости характеризуется относительной ценовой стабильностью, особенно на фоне динамики цен на городские квартиры. «Последние три года цены на загородном рынке на коттеджи растут на 15-30% ежегодно», - говорит Игорь Лучков.
В целом, ценообразование на рынке можно охарактеризовать как стихийное. Главным критерием и фактором, влияющим на цену, как и в любой сфере недвижимости, остается местоположение. Статус территории должен в таком случае определять класс поселка.
Распределения средних цен по районам:
Название района
Класс поселка, тыс.$ за дом/$ за кв.м
Эконом
Эконом+
Бизнес
Элитный
De lux
Всеволожский, Кировский
130/825
220/1050
371,4/1460
722/2575
-
Курортный
-
245,7/1200
403,3/1500
759,8/2380
2417/5000
Выборгский
150/600-800
265,5/1300
377,5/1782
660/1972
-
Юг (Ломоносовский, Петродворцовый)
-
-
303,6/1530
600/2300
-
Приозерский
160,8/750
215,8/1005
371,8/1387
650/1720
-
Приморский р-н СПб
-
-
-
-
2064/3370
Чаще всего застройщики устанавливают цену за 1 кв.м коттеджа, а общая стоимость коттеджа зависит от его площади. Стоимость земли включается в стоимость дома, ее доля в стоимости по некоторым оценкам составляет около 5-10%.
«В целом цены на загородном рынке будут расти медленнее нежели на городском рынке жилья, поскольку рынок характеризуется как инертный и последовательный, - считает Игорь Лучков. – При этом коттеджи эконом-класса будут дорожать медленнее объектов более высоких сегментов». По прогнозам эксперта, среднегодовой темп роста составит 10-20%.
Коттеджный рынок нельзя назвать массовым. Используя статистические данные о населении Петербурга, можно подсчитать, что количество семей, имеющих загородный коттедж, составляет около 13 200 семей.
Кроме того, следует учитывать, что спрос на качественные дома с уникальным местоположением могут формировать не только петербуржцы, но также москвичи и представители других регионов России. По мнению экспертов, в общем спросе 70% покупателей загородных объектов - это жители Петербурга, 20% - жители области и 10% - иногородние покупатели.
«У москвичей наиболее популярными являются районы Карельского перешейка, а также Выборгский и Приморский районы», - рассказывает Игорь Лучков. Москвичи приобретают загородные дома высокой ценовой категории, как правило, начиная от бизнес-класса. При этом их не интересуют участки, они предпочитают приобретать коттеджи «под ключ».
В течение 2006 года отмечался рост спроса на коттеджи, и соответственно темпов продаж. За прошлый год рост спроса составил в среднем 28% к предыдущему году на первичном рынке. Для сравнения: в 2005 году по отношению к 2004 году рост спроса на первичном рынке составил около 22%. Если говорить о приросте продаж, то за первое полугодие 2006-го он составил 56%. «Наиболее активно велись продажи по проектам эконом и эконом+ классов независимо от их удаленности», - говорит Игорь Лучков.
Таким образом, несмотря на увеличивающееся предложение, спрос также растет, рынок пока не насыщен.