Туризму в Ленобласти мешают дороги - что делать с традиционными российскими дорогами не знает никто.
06/07/2007 22:46 Туризму в Ленобласти мешают дороги. Проблема инфраструктуры находится в стадии решения, и результат непременно будет достигнут – возможно, даже в обозримом будущем. Но что делать с традиционными российскими дорогами не знает никто.
Для Ленинградской области развитие туризма считается стратегическим и приоритетным направлением. При этом основная ставка для повышения интереса и туристов, и туроператоров сделана на событийный туризм, что не удивительно.
Событийный туризм во всем мире считается самым перспективным направлением туристического бизнеса – во-первых, собрать большое количество гостей проще, когда к тому есть какой-то повод, во-вторых, туристы – за редким исключением – предпочитают ехать в те места, о которых хоть что-то слышали. Поэтому любой фестиваль – это, прежде всего, PR-акция туристического маршрута, в результате которой появятся новые клиенты.
По оценкам туристической компании «Арт-Выборг», благодаря фестивалям, постоянно проходящим в Выборгском замке и в парке «Монрепо», прирост потока туристов составляет около 30% в год. «Главным образом, приезжают туристы из Северо-Западного региона и Москвы, но очень много приезжает и из Скандинавии – Финляндии и Швеции», - пояснил Рамиль Галиев, генеральный директор компании «ИП Галиев Р.Ф. Турфирма Арт-Выборг». Причем, по его словам, большинство гостей приезжает на 2-3 дня, а не «проскакивает» Выборг транзитом – по пути в Финляндию.
Подтвердили увеличение потока туристов и в Администрации Выборгского района. «Количество компаний, специализирующихся на въездном – именно на въездном туризме – увеличилось за последние 5 лет с 2 до 8-ми», - сообщила Светлана Федорова, начальник отдела экономического развития Выборгского района. «Это раньше у нас, главным образом, занимались продажей туров на выезд, а теперь поняли, что въездной туризм – очень перспективное направление», - добавила она. Помогли фестивали рекламе и некоторых других районов Ленобласти. По словам Татьяны Назановой, исполнительного директора отдела устойчивого развития МО Лодейнопольского района, после торжеств по случаю 500-летия Александро-Свирского монастыря количество туристов, посещающих этот регион, увеличилось в 4 раза.
ВыборгПраздники и фестивали в Ленинградской области проходят регулярно. У одних – долгая история, другие созданы «из ничего» в последние 1-2 года. Некоторые фестивали и торжественные события – просто узаконенные «неформальные тусовки», например, фестиваль исторической реконструкции в Старой Ладоге, «Майское дерево» в Выборге или посиделки «Рыцарей Круглого стола» в Приозерске.
Больше всего отличаются по части организации крупных массовых мероприятий Выборгский и Гатчинский районы, в последние 2-3 года к ним подтягиваются Ломоносовский и Тихвинский. Аутсайдерами фестивального туризма остаются Бокситогорский и Сланцеский районы.
Идея мероприятия может быть напрямую связана с естественными условиями или архитектурными памятниками, оказавшимися на территории – Выборгский район на полную мощность использует возможности парка «Монрепо» и Выборгского замка, Волховский – Старую Ладогу, Лодейнопольский – Александро-Свирский и Введено-Оятский монастыри. Приозерский район «эксплуатирует» Лосевскую протоку и – в меньшей степени – крепость «Корела».
Больше всего повезло Гатчинскому району – во-первых, дворцы в Гатчине все-таки успели отреставрировать, во-вторых, литературное наследие – родина Арины Родионовны, имение Абрама Ганнибала, усадьба Набокова – позволяет проводить множество мероприятий с искусствоведческим уклоном: Гатчинский кинофестиваль, Пушкинский праздник и т.д. В Ломоновском районе в крепости Копорье уже 8 лет устраивают фестиваль и театрализованное представление «Копорская потеха».
Тосненский район специализируется на фольклорных праздниках: в этом году впервые прошел фестиваль «Егорьевские игрища» и приуроченный к нему День Пастуха, в июне татарская диаспора традиционно отметила «Сабантуй», а на октябрь запланирован фестиваль мастеров народно-прикладного творчества «Никольщина в Федоровском».
Многие с удовольствием используют привязку к историческим датам - в Ивангороде (Кингисеппский район) собираются отметить 515-ю годовщину основания города, в Шлиссельбурге и Лодейном Поле – 305-ю, а в городе Кировске прошли торжественные мероприятия, посвященные 30-летию Кировского района. Самым оригинальным оказался город Сосновый Бор, решивший в этом году провести в детском комплексе «Андерсенград» фестиваль старинной музыки и театрализованного фолька Summerfest.
Вокруг фестиваля, или какого-либо другого значимого события строится вся туристическая индустрия – под них разрабатываются туры, создается инфраструктура, изготавливается сувенирная продукция.
Например, в Тихвинском районе в преддверии торжеств по случаю возвращения Иконы Тихвинской Божьей Матери была в спешном порядке отреставрирована гостиница «Тихвин» открыта мини-гостиница «Подворье» и построена база повышенной комфортности «Верижица» - оба этих места использовались для размещения гостей праздника и были открыты, как признались их владельцы, буквально накануне.
Крупные масштабные мероприятия – особенно с культурологической подоплекой - помогают решить не только экономические, но и социальные проблемы. Например, по признанию главы Администрации Ломоносовского района, проведение фестиваля «Копорская потеха» позволило внести музей «Копорская крепость» во все культурные программы и, таким образом, добиться выделения хоть каких-то средств на его содержание.
И, разумеется, любой фестиваль или просто крупный праздник – золотое дно для представителей малого бизнеса. От Ивангорода до Подпорожья можно встретить продавцов одних и тех же украшений из поддельных уральских камней и плетеных изделий.
Правда, участвуют в торговле сувенирами и настоящие мастера – во время Пушкинского праздника в Гатчинском районе в деревне Суйда была устроена выставка работ мастеров русской вышивки, в Копорье на время праздника «Копорская потеха» приехали мастера гончарного дела из Ломоносова, в Старой Ладоге демонстрировали свое умение изготавливать оружие и украшения по старинным технологиям реконструкторы.
«Остановиться на достигнутом» почти нереально – созданная «под событие» инфраструктура в остальное время простаивать не должна, иначе владельцы кафе, гостиниц и сувенирных магазинов просто разорятся. Поэтому количество мероприятий постоянно увеличивается.
«У нас уже целая книжка с расписанием событий на весь год, у нас постоянно что-нибудь проходит», - с удовольствием сообщают в Администрации МО Выборгского района. Заполнен весь календарный год и в Гатчинском районе. В остальных регионах новые праздники спешно создаются вокруг уже прошедших. По словам представителей Тихвинского культурно-информационного центра день Обретения иконы Тихвинской Божьей Матери превратился в событие, которое отмечается в масштабах региона. «Вокруг» этого праздника проходит фестиваль «Праздничные звоны», в котором участвуют музыканты не только Северо-Запада, но и из Москвы и Воронежа.
В Лодейнопольском районе успех празднования основания Александро-Свирского монастыря, как пояснила Татьяна Назанова, вдохновил районные власти на регулярное празднование Дня основания Лодейного Поля. «Мы придумали в рамках этого праздника фестиваль День Белого гриба и планируем его проводить регулярно», - рассказала она.
В Ивангородской крепости в третий раз в этом году проходит выступление труппы Марлинского театра. «Им у нас понравилось - они говорят, что у нас прекрасная акустика. Мы надеемся, что такие концерты будут проходить регулярно», - рассказывают в Ивангородском центре устойчивого развития. Кроме того, дополнительный PR Ивангороду и вес Кингисеппскому району должен обеспечить действующий Президент страны. «К нам постоянно губернаторы приезжают, по слухам планируется визит Путина», - поясняют в туристско-информационном центре Ивангорода.
Но пока в большинстве случаев фестивали остаются локальными мероприятиями, мало известными за пределами региона. В крепости Копорье основной процент зрителей составляли, по оценке Администрации района, жители Соснового Бора, Пушкинский праздник посещают, в основном, жители Гатчины, а про «Егорьевы игрища» едва ли слышали даже многие жители Тосно.
Не особенно привлекают фестивали и туроператоров. «Мы практически не возим народ на эти праздники, - рассказывает Кирилл Соколов, начальник отдела приема гостей в Санкт-Петербурге компании «Невские сезоны». По его словам Кирилла Соколова, во время проведения фестиваля бывает очень трудно обеспечить клиентам достаточный уровень сервиса – почти нереально разместить группу так, чтобы туристы смогли полюбоваться зрелищем. Турфирма «Ладога-тур», выступившая спонсором III фестиваля военно-исторического фестиваля «Старая Ладога», распространяла путевки на это мероприятие. «Мы привезли один автобус», - без всякого энтузиазма пояснили представители этой компании, но от каких-либо комментариев по поводу фестиваля отказались.
«Иногда не могут принять гостей и сами организаторы, - рассказывает он. – Мы хотели привезти группу на «Майское дерево» в Выборг, после этого администрация Выборгского замка попросила нас этого не делать – у них собирается слишком много зрителей, они просто не рассчитаны на такое количество человек».
Кроме того, туристы очень мало информированы о возможностях Ленобласти, считает Кирилл Соколов: «Немного знают только Выборг, а даже Тихвин и Старая Ладога, которые так активно раскручивались в масштабах страны два года назад, им неизвестны».
Не выдерживают праздничных масштабов и заведения общественного питания, и гостиницы. В ресторане «У Максима Вырина» (Гатчинский район) необходимость обслужить сразу две группы туристов вызвала серьезные затруднения у обслуживающего персонала, а кафе «Ладья» (Старая Ладога) просто не могла вместить всех приехавших туристов.
Гостиниц, по общему признанию, в Ленинградской области не хватает катастрофически. «А уровень тех, которые есть, никуда не годится», - добавляет Кирилл Соколов. Даже в Выборге, где в последние 2-3 года открылось несколько мини-гостиниц («Летучая мышь», «Апарт-Отель» и еще ряд), проблема размещения, как рассказывает Рамиль Гулиев, всё равно остается острой.
В Кингисеппском районе задачу по обслуживанию туристических групп возлагают на Кингисепп. «У меня есть информация, на собственном горбу добытая – там, в Кингисеппе, и кафе, и рестораны, и конюшни, и боулинги. Туда группы и будем отправлять. А у нас только несколько кафе будут работать на туристов», - рассказывает Любовь Лепшина, специалист туристско-информационного центра Ивангорода.
Но главным препятствием на пути развития туризма Кирилл Соколов считает «отвратительную логистику». «Кто поедет Тихвин? Вы видели, какие там дороги? Я там был один раз и больше я туда не хочу, мне вполне хватило. Я не знаю, как туда Путин добирался – может, на вертолете, но туристов туда везти нельзя. Та же проблема и с Мандрогами – по земле туда вообще не доехать, только теплоходами, - темпераментно рассказывает Кирилл Соколов. – Пока не будет нормальной логистики, о туризме в Ленинградской области вообще можно не мечтать».
Проблему с недостатком информации взялся решать Комитет по туризму, молодежной политике и спорту Правительства Ленинградской области. При Комитете создан туристско-информационный центр, организована сеть таких же центров во всех районах области. К сожалению, большинство из них находится на стадии «мы сейчас собираем информацию». По оценке Кирилла Соколова, наиболее эффективна деятельность Гатчинского и Выборгского информационных центров. «Выборг очень хорошо работает – они обязательно издают календарь всех своих событий, поэтому мы всё про них знаем. В Гатчинском районе тоже работают очень адекватные люди, - рассказывает он. - Работу всех остальных филиалов оценить пока достаточно сложно».
В какой-то степени «информационную Блокаду» призвана прорвать программа Комитета по культуре, молодежной политике и спорту «Ленинградское лето». В рамках этого проекта организованы выезды на самые эффектные и зрелищные фестивали Ленинградской области, но пока и об ее эффективности судить трудно – программа действует первый год. Впрочем, туроператоры с уважением отзываются о деятельности областного Комитета по туризму. «В отличие, от городского, они - работают», - прокомментировал один из участников рынка.
Проблема инфраструктуры тоже находится в стадии решения, и результат непременно будет достигнут – возможно, даже в обозримом будущем. Но что делать с традиционными российскими дорогами не знает никто.