нажми сюда для возврата на сайт |
Первые люди появились на Карельском перешейке примерно десять тысяч лет назад. В те далекие времена уровень вод был выше современного. Например, пять тысяч лет назад, еще до возникновения Невы, он находился на отметке 21 метр от уровня моря.
Тогда северная часть Карельского перешейка представляла собой усеянный множеством островов огромный залив древнего Литоринового моря. Вуокса впадала в него в районе г. Каменногорска. Люди селились вблизи водных систем, выбирая для стоянок сухие, высокие, часто песчаные берега тихих заливов и проливов. Жили первые поселенцы за счет охоты, рыболовства и лесных промыслов. Климат тогда был теплее и дубравы произрастали вдоль берегов системы Вуоксы.
Первые, самые ранние археологические находки имеют возраст около девяти тысяч лет. С земель волости Саккола (ныне Громово) было собрано несколько сотен единичных находок, относящихся ко времени неолита, правда, самих стоянок обнаружить не удалось. В районе поселка Запорожское обнаружена самая древняя из известных в Финляндии статуэток, примитивно изображающая человеческое лицо. Изготовлена она из прибалтийского янтаря.
В бассейне Верхней Вуоксы, в районе Каменногорска были найдены и остатки древнейшей в мире (7300 лет до н. э.) рыболовной сети. Но основную часть находок составляют каменные орудия труда, обломки керамики, шлифованные камни.
Население было сконцентрировано на сравнительно небольшой территории современной Карелии, вдоль берегов Вуоксы и на западном и северном побережье Ладоги. К сожалению, захоронений этого периода не сохранилось. Возможно, покойников привязывали к кронам деревьев или свозили на острова, предназначенные для погребения (как на севере Онежского озера, острова Олений).
С весны 1876 года Выборгский Университетский студенческий союз начал систематические сборы древних вещей, употреблявшихся современным населением. Первая экспедиция была проведена летом того же года под руководством доктора И. Аспелина. Оказалось, что местное население держало в обиходе много древних сланцевых топоров и других подобных изделий, которые крестьяне использовали для заточки бритв и других инструментов. Также их применяли местные знахари. Только в районе поселка Отрадное было собрано 100 подобных камней. Впоследствии были обнаружены и изучены стоянки первобытного человека в этой волости.
Следующие стадии развития общества, культура боевых топоров, и более поздняя, эпоха бронзы, не оставили значительного числа вещественных свидетельств на описываемой нами территории. Природные изменения (похолодание климата, образование русла реки Невы) могли напрямую сказаться на численности населения того периода. Пришедший на смену железный век (500 до н. э. - 1300 н. э.) создал предпосылки для повторного заселения земель.
Достаточно поступательное и наглядно проявляющееся развитие культуры железного века в Приладожской Карелии фиксируется начиная с середины 1-го тысячелетия н. э., и связано оно с более глобальными процессами европейской истории, приведшими к возрастанию роли и самостоятельности в развитии отдельных областей в регионе Балтийского моря. В этой северной зоне проживания разно этнических народов происходит становление национальных (племенных) культур и экономик на базе технологии железного века. Необходимо сразу отметить неравномерность в развитии различных частей этой территории; так, в Скандинавии, Прибалтике и Западной Финляндии к железному веку сформировались развитые и самостоятельные в культурном отношении области.
Культура карел, как и других восточных прибалтийско-финских народов, развивалась под сильным внешним влиянием. На этом пути прослеживается несколько этапов.
На начальном, относящемся к первой половине 1-го тысячелетия н. э., на основной территории проживания прокарел - на Карельском перешейке и в Северо-Западном Приладожье - параллельно существовали две различные культуры: местного населения, сохранявшего традиции каменного века, и пришлых промысловых охотников, принесших с собой изготовленные из железа наконечники копий и топоры, каменные блоковидные кресала, а также земледельческие навыки. Поиск аналогий упомянутым выше изделиям позволил установить, что они происходят из более развитых областей региона, то есть из Западной Финляндии, Эстонии, а также с Верхней Волги, где сформировался свой центр культуры железного века. Эти находки свидетельствуют о возросшем интересе к северной пушнине и, соответственно, о развитии пушной торговли в регионе.
В эпоху меровингов (Vll - Vlll вв.) происходит становление центров постоянного населения. Как и на предыдущем этапе, роль Вуоксы как важнейшего стимулирующего развитие фактора была исключительно важна: все известные находки поселений или следов таковых на Перешейке приурочены к этой водной артерии. Роль Вуоксы как водного пути сохраняется и усиливается, она становится связующей внутренней артерией. Значение этой водной системы в выборе места поселения все в большей степени определяется хорошим качеством земли по ее берегам, наличием сухих, удобных для проживания возвышенностей с суглинистыми и песчаными почвами.
В материальной культуре этого времени наблюдается сильное западно-финское влияние. Погребальный обряд сохраняет архаичные черты; погребения перекрываются каменно-земляной насыпью (как и в Восточной Финляндии в целом), в то время как в Западной Финляндии именно с началом этой эпохи перешли к обряду захоронения на каменной вымостке. Уже это обстоятельство указывает на то, что к теории переселения к берегам Ладоги из Западной Финляндии части населения следует относиться с оговорками.
С наступлением эпохи викингов с присущей ей активной торговой деятельностью в регионе развитие этих переселенческих центров замирает, оно в археологическом материале четко не проявляется. Погребения этого времени представлены одиночными воинскими захоронениями с отчетливыми западнофинскими чертами как в погребальной обрядности (трупосожжение на каменной вымостке), так и в инвентаре (украшения западнофинских типов). Предметы вооружения представлены популярными в регионе и поэтому интернациональными типами.
Это наглядно выступающее соответствие отнюдь не означает продолжения массового переселения из Западной Финляндии на Карельский перешеек. Исследование погребального инвентаря показывает, что между районом Турку - Лайтила - Каланти в Юго-Западной Финляндии и Карельским перешейком аналогий вещам из погребений на Перешейке не находится и поэтому естественно предположить морской путь. По всей видимости, этих носителей западно-финской культуры не так привлекали новые земли, как возможности контроля над торговыми путями, по которым можно было попасть далеко на север, вплоть до Белого моря, и над торговлей пушниной.
Формируется местный рынок, транснациональная торговля по Волжскому (восточному) пути. В западно-финскую по облику культуру здесь, в Приладожской Карелии, добавляются общебалтийские, интернациональные элементы (браслеты, фибулы, определенные типы мечей, топоров и копий). Тем самым викингский облик могил усиливается.
Карелия входит в область западно-финской культуры, после чего ее можно считать общефинской. Однако при этом проявляется одна важная особенность - избирательность, предпочтение лишь части украшений, а именно - наиболее популярных в Западной Финляндии и в целом на Балтике. Происходит формирование определенного вкуса. На следующем этапе эти вещи воспроизводятся уже на местах и тем самым местные мастера приобретают навыки ювелирного производства.
В XI в. при сохранении в культуре присущих эпохе викингов черт (погребальный обряд, некоторые формы вещей) наступает отчетливый перелом в развитии населения. Могильники меняют свой облик: они значительно беднее, но самое главное - их функционирование не было кратковременным, многие продолжали использоваться и в последующую эпоху крестовых походов. Уже существующие к этому времени центры концентрации населения: Кякисалми (ныне г. Приозерск), Ряйсяля (Мельниково), Саккола-Лапинлахти (Ольховка) - продолжают развиваться и усиливаться. Проявляются новые - Кууппала в Куркийоки и Хелюля в Сортавале (городище Паасонвуори и др.).
Новым фактором, делающим возможным существование на ограниченной территории значительного количества людей, становится земледелие, которое последовательно и неуклонно развивалось, начиная именно с этого времени. Земледелие становится основным формирующим поселенческие центры фактором, который, наряду с хорошим качеством земли, возможностями торговли (богатые промысловые ресурсы, удобные водные пути, продукты сельскохозяйственного производства), и составил фундамент процветания карел в последующую эпоху, основу их экономической безопасности.
Военно-политическая составляющая безопасности обеспечивалась отлаженными экономическими и союзническими отношениями с Новгородом вкупе с поголовным вооружением мужского населения и наличием хорошо укрепленных крепостей. Из расположенных главным образом по Вуоксе поселенческих центров к XII-XIII вв. формируется известное по новгородским летописям племенное образование Карельская (Корельская) земля.
Одной из главных особенностей существования и функционирования уже сложившейся ко второй половине XII в. карельской средневековой племенной и культурной общности явилось развитие поселенческих центров - основы будущих погостов и позднейших приходов. Именно в этих центрах складывалась и переживала расцвет средневековая карельская культура. Благодаря такого рода поселенческой структуре формировались местные ремесленные центры, продукция которых, соответствуя в целом принятым во всей древней Карелии формам и типам украшений, вносила местный колорит в национальный женский убор на уровне вариантов в орнаментации и выбора определенных, более популярных в данной местности типов украшений.